Использовать поиск

Устройство и работа сцепления

Коробка передач и силовой агрегат автомобиля не могут использоваться без сцепления. Автомобиль без него не будет подчиняться командам водителя ни при старте, ни при остановке. Рассмотрим, как устроено сцепление и как оно работает.

Сразу следует отметить, что самый распространённый тип сцепления – фрикционный. Сцепление фрикционного типа делится на однодисковые, двухдисковые и многодисковые. По способу взаимодействия дисков они подразделяются на сухие и мокрые. Сухое сцепление основано на сухом трении дисков. Мокрое сцепление предусматривает работу дисков в жидкости.

Сегодня большинство автомобилей оснащены сухим однодисковым постоянно включённым сцеплением. Таким образом как при езде Сцепление(безостановочной), так и во время нахождения в покое, на стоянке, сцепление находится (по умолчанию) во включённом состоянии и выступает в роли связующего звена между коробкой переключения передач (механики либо автомата) и маховиком двигателя. Другими словами, главным принципом работы сцепления является постоянное соединение КПП с силовым агрегатом, а в случае необходимости – их разъединение.

Маховик располагается на коленвале двигателя. Здесь он выступает в роли ведущего диска сцепления. Конструкция сегодняшних автомобилей предусмотрела применение, как правило, двухмассового маховика. Этот маховик собирается из двух частей, объединённых между собой пружинами. Одна часть соединяется с коленчатым валом, другая – с ведомым диском. Вследствие такого расположения гарантируется уменьшение рывков и вибраций коленчатого вала.

При нажиме на педаль сцепления, усилие через привод подаётся на выжимной подшипник, а через него – к специальным выжимным пружинам. При этом происходит отжим (отход) рабочей плоскости сцепления от диска корзины сцепления. Освобождение диска приводит к остановке вращения первичного вала, при этом силовой агрегат будет продолжать свою работу.

Если сцепление не выжимается, то наблюдается следующая ситуация. Первичный вал размещён в шлицевой муфте. Выжимные пружины диска корзины сцепления крепко прижимают этот диск к маховику. Именно поэтому крутящий момент, создаваемый двигателем, посредством диска сцепления переходит на коробку передач.

Что касается коробок передач, то и они бывают разные – механические, автоматические, роботизированные. Виды сцепления, применяемые в таких случаях, зависят от вида коробки. Так, на автомобилях с механической КП используется одно, сухое сцепление, а на автомате – многодисковое влажное. Коробки-роботы работают с двумя сцеплениями, включающимися по очереди.